Как заработать на комплексной мед. помощи?

Сегодня медицинские центры предлагают пациентам не только консультации врачей и отдельные анализы, но и целые диагностические программы, включающие целый спектр исследований. Корреспондент "Здоровье" ЕЛЕНА БОЛЬШАКОВА выясняла, кто в большей степени выигрывает от этих "пакетных предложений".

Диагностической программой называют комплекс взаимосвязанных исследований. "Это программы диспансерного наблюдения (от базовых до узкоспециализированных). Они предназначены для тех пациентов, которые заботятся о своем здоровье и с определенной периодичностью проходят "технические осмотры". Такие программы диагностики (check-up) позволяют в короткие сроки (от двух-трех часов) получить детальное представление о состоянии всего организма и принять своевременные меры по сохранению здоровья", — рассказывает исполняющая обязанности главного врача международной клиники Medem Анна Маковская. По ее мнению, check-up необходим для ранней диагностики заболеваний, выявления факторов риска и профилактики заболеваний, уточнения диагноза, а иногда и для спасения жизни человека.


Специалисты в один голос заявляют, что диагностика — важнейший шаг на пути к своевременному и правильному лечению. Главный врач и генеральный директор Американской медицинской клиники Ефим Данилевич отмечает, что диагностические программы становятся востребованными с каждым годом все больше, так как растет понимание важности ранней диагностики. "Объем исследования зависит от разумной целесообразности и диагностических возможностей учреждения. Кроме того, в программу практически всегда включаются редкие и дорогостоящие анализы, если имеется доказанная эффективность такого анализа при проведении профилактического обследования", — говорит он. По наблюдениям врача, направления спроса не меняются уже несколько лет. Больше всего людей волнует то, что чаще встречается, чаще "на слуху" — кардиология и онкология.

Стоимость программ зависит от содержания, от уровня клиники, от уровня организации и специалистов. "Проводя такую работу, частные клиники, на мой взгляд, не предполагают немедленно и сразу получить большую прибыль. Наоборот, во многих случаях скрининговые, диагностические программы реализуются на уровне нулевой прибыли или минимальной. Цель — заслужить доверие пациента, показать возможности клиники и на этом фундаменте установить долгосрочные отношения", — поясняет господин Данилевич. Он добавляет, что в Американской медицинской клинике получение немедленной прибыли от таких программ не является самоцелью, а является работой на перспективу.

В результате обследования пациент получает точную информацию о состоянии здоровья на момент обследования, анализ факторов риска и предупреждение о возможности развития различных заболеваний, например, гипертонической болезни и ее осложнений (инфаркт, инсульт), сахарного диабета, онкологических заболеваний, получает необходимые рекомендации на будущее, при необходимости — рекомендации более детального обследования или методов лечения. Для пациента при этом стоимость программ ниже, чем стоимость входящих в нее исследований по отдельности. "Пациент за разумные деньги, в разумные сроки получает продуманное многогранное обследование, основанное на опыте специалистов высокого уровня, опирающихся на рекомендации доказательной медицины.  Такие обследования обычно проводятся при отсутствии каких-то конкретных жалоб, проблем. В ситуации, когда, например, приходит пациент с болями "в желудке", скорее всего, обследование будет сконцентрировано на уже имеющейся проблеме и вряд ли будет правильно проверять, например, уровень холестерина в острой ситуации", — рассуждает Ефим Данилевич.

Среди выгод пациента в клинике Medem перечисляют то, что программы грамотно скомпонованы в зависимости от цели обследования, что позволяет доктору и пациенту получить полную информацию о состоянии организма. Кроме того, они проводятся в максимально сжатые сроки и в удобное для пациента время. "Всегда есть возможность подобрать программу именно для себя, начиная от рекомендованного ежегодного минимума для регулярной заботы о здоровье до развернутого обследования в условиях комфортабельного стационара", — говорит Анна Маковская.

Сейчас практически все многопрофильные частные клиники проводят  комплексную профилактическую диагностику. И востребована она, по наблюдению специалистов, не только у физических лиц, но и у предприятий. Однако, отмечает председатель Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин, клиникам стоит быть осторожными при предложении пациентам тех или иных анализов, чтобы не подорвать их доверие. "Пациент сейчас достаточно грамотный, с помощью интернета очень профессионально подходит к вопросам лечения и может выявить чисто коммерческие мотивы недобросовестных игроков. Например, несколько лет назад в одной из клиник применялся внутренний документ, устное постановление о том, что после диагностического обследования врач обязан направить пациента к смежному специалисту либо сделать счет на лабораторные анализы не ниже определенной суммы, и врачи прилагали максимум усилий, добавляя анализы. В результате таких действий пациенты, обнаружив чистый коммерческий интерес, проникаются недоверием к врачам и, пытаясь минимизировать расходы, покидают клинику и идут туда, где видят более честный подход", — рассказывает господин Солонин. Многие учреждения, отмечает эксперт, не стандартизируют такие программы, в итоге цена исследования увеличивается по ходу нахождения пациента в стационаре. Последнее время и зарубежные клиники стали выходить на рынок с такими предложениями. По его словам, выигрывают в этой ситуации те клиники, у которых есть диагностический стандарт — паспорт здоровья, который включает определенные анализы, и цена на него определена до того, как клиент обратился в лечебное учреждение. "Человек понимает, что получит паспорт за конкретную цену", — заключает эксперт. Для лечебного учреждения это выгодно с точки зрения приобретения клиентской базы, так как многие пациенты после остаются лечиться там. Поэтому клиники могут позволить себе делать минимальную наценку с целью вызвать доверие пациента и заработать его лояльность.

Источник: http://www.kommersant.ru/