Скликивание медицинской рекламы (фрод). Как бороться с конкурентами?

Скликивание медицинской рекламы (фрод). Как бороться с конкурентами?
Многие руководители клиник отказываются от платной рекламы в Google и Яндекс, поскольку уже не раз сталкивались со скликиванием бюджета. Все запросы стоят по-разному, некоторые из них достигают нескольких тысяч рублей, что приводит к большим, но абсолютно пустым тратам ежедневно. В итоге клиника не получает пациентов, а расходы все растут. Мы считаем, что с любым мошенничеством можно бороться и это не повод отказываться от контекстной рекламы. 

Что такое скликивание (fraud)?
Суть простая — ложное увеличение количество кликов на рекламу, где деньги списываются за сам клик. Почему такое мошенничество существует в медицине? Конкуренты-клиники пытаются увеличить Ваши затраты на платную рекламу и растратить весь дневной бюджет еще до обеда, а в случае активной атаки на вашу клинику дневной бюджет может быть потрачен за 15-30 минут с момента запуска даже если это будет «мертвое» время. 

Как реагирует Google и Яндекс?
В течение многих лет поисковые системы не предпринимали никаких шагов для выявления и пресечения мошенничества. Однако, скликивание стало столь масштабным, что Google и Яндекс обеспокоились за свою репутацию и создали свои собственные инструменты для борьбы со скликиванием.

Самой продуктивной программой является разработка Google, где используется трехступенчатый подход с автоматическими фильтрами. Алгоритмы постоянно совершенствуются и отфильтровывают недействительные клики в режиме онлайн без списывания денег. Безусловно, автоматические системы не могут заметить все склики, поэтому Google так же проводит ручной анализ и удаляет подозрительные клики. Более того, Google проводит расследования, если компания обращается с соответствующим запросом. 

Система защиты от скликивания в Яндекс менее эффективна, поэтому тут склик происходит значительно чаще и в больших объемах. Масштаб «склика» трудно переоценить, т.к. в сфере конкурентных медицинских услуг он измеряется сотнями процентов, а в некоторых случаях доходит и до 1500-2000%, что наносит огромный ущерб рекламе и способно поставить на колени клинику с любым бюджетом. Поэтому важно отлично разбираться в технических тонкостях склика и методах противодействия ему и различать понятия фрод и флуд, также как студент знает отличие Фрейда от Фриды, Бабеля от Бебеля, Гоголя от Гегеля. Маркетинговые компетенции - залог эффективного использования вашего рекламного бюджета и противодействия мошенничеству..


Важно понимать, что внутренние системы защиты Яндекс и Google- не панацея, так как поисковики не заинтересованы афишировать объем склика, поскольку это дискредитирует их самих. Поэтому, если у вас есть подозрения на скликивание рекламы, мы рекомендуем использование специальных анти-фрод систем (программного обеспечения для борьбы с интернет- мошенничеством, скликиванием), которые проводят глубокий анализ трафика с выявлением подозрительных сегментов аудитории и блокировка их в контекстной рекламе для сохранения рекламного бюджета клиники.  

Как понять, что бюджет клиники скликивают?
В зависимости от Ваших ресурсов отследить мошенничество можно двумя способами: автоматически или ручным способом. Второй способ уже практически не используется, вручную склик не производят, а если это и встречается, то подоплекой является глубокая личная неприязнь между противоборствующими сторонами. По результатам проведенного нами исследования, в медицинском сегменте рекламы на автоматический склик приходится 92,6 %, который реализуется с помощью систем, имитирующих поведение человека (ботов) и  популярных браузеров с использованием сотен тысяч фиктивных IP- адресов (в т.ч. proxy). Динамично развивающимся методом в автоматическом склике является склик с использованием живых людей, когда посредством заражения вирусом компьютеров и смартфонов пользователей (создается bot-net сеть на основе реальных граждан),  на них производится открытие (случайное, несанкционированное открытие в pop-up окне или встроенном браузере, а также мимикрия под элемент интерфейса) рекламной ссылки, которая приводит к списанию денежных средств с рекламного аккаунта пострадавшей клиники. Также существуют партнерские программы для желающих заработать на склике - они ставят на свой компьютер или смартфон специализированные программы и выполняют задание по скликиванию рекламной компании и имитации различных действий для искусственного улучшения показателей рекламной компании (от прохождения определенных маршрутов на сайте до заполнения заявок и фиктивных звонков в клинику).

Ручное отслеживание склика

Воспользуйтесь аналитикой по сайту. Какие данные Вам нужны:
  • IP- адрес
  • время клика
  • время посещения сайта
  • действия на странице
  • паттерны поведения 
  • параметры оборудования и ПО пользователя 
  • сегментация каналов
Необходимость в IP-адресе очевидна. Зачем остальные показатели? Время клика - это время, когда кто-то появляется на вашем сайте после клика по рекламному объявлению. Время действия - это время, которое этот человек провел на сайте. Если Вы видите, что один IP-адрес кликал по объявлению много раз, но никаких действий на странице не было, или пользователь сразу уходил с сайта, то скорее всего это был склик. Проверьте, кому принадлежит этот IP- адрес (ничего полезного Вы не узнаете, но, возможно, заметите закономерность).

Если вы обнаружили мошенничество с кликами в своем аккаунте, не стесняйтесь сообщать об этом через линию поддержки Google Ads или Yandex Direct, хотя вероятность добиться от них возврата денег, потраченных на склик, равна вероятности обратного уменьшения НДС с 20% до 18%. Но все возможно, нужно верить, ведь чудеса случаются!

Как бороться с мошенничеством?

Несмотря на заявления Google и Yandex о борьбе с мошенничеством, многие руководители клиник по-прежнему считают скликивание серьезной проблемой. Не доверяете поисковым системам? Возьмите дело в свои руки, а лучше обратитесь в компанию, способную организовать поисковую рекламу с учетом фрод-угроз (склика), чтобы не спускать собственный рекламный бюджет в "трубу" на радость Вашим конкурентам. Помните, что количество платежеспособных пациентов не увеличивается и нужно бороться за каждого для роста рентабельности клиники.